Торговая марка – это то, что люди издревле применяли как способ пометить свой товар или свою собственность. Конечно, в разных ситуациях нужны были и разные обозначения. Например, корову в селе метить смысла нет. Ее и так хозяйка “знала в лицо”. А вот тех же гусей или уток метили красками разных цветов. Чаще всего тем цветом, в который выкрашен дом.
Уже на исходе каменного века человек применял клеймение шкур добытых животных, а также других предметов, которое можно считать предшественником всех современных средств индивидуализации товаров. Еще более широкое распространение получили знаки производителя в средние века, когда возникли первые гильдии ремесленников и купцов. Каждый ремесленник отвечал за качество производимого им товара и потому ставил на него свое клеймо (товарный знак).
Клеймение ремесленных изделий Средневековой Европы – это не результат частной инициативы, а закономерный процесс, начатый еще с античных времен и сформированный как традиция уже к XII – XIV векам. На примере знаковой системы клейм европейского средневекового оружия (рисунок вверху страницы) выявляется факт традиционной маркировки ремесленной продукции непосредственным товарным производителем. Явление «фирменного знака» оружейника сформировалось и утвердилось в оригинальном знаке средневекового клейма ремесленных изделий, как синтезе формального символа предприятия, товарного ярлыка и гарантийных обязательств.
Гончарные клейма – как прообраз торговых марок. С давних времен мастера-ремесленники клеймили своим знаком или именем самые разные товары. Особенно – домашнюю или кухонную утварь и посуду. Например – те же горшки, вазы и прочие глиняные изделия. Кстати, сейчас это 21-й класс Международной классификации товаров и услуг для регистрации торговых марок. И называется он – “Домашняя или кухонная утварь и посуда (за исключением изготовленной из благородных металлов или покрытой ими); расчески и губки; щетки (за исключением кистей); материалы для щеточных изделий; приспособления для чистки и уборки; мочалки металлические; необработанное или частично обработанное стекло (за исключением строительного стекла); изделия из стекла, фарфора и фаянса, не относящиеся к другим классам”. Таким же образом, чтобы обозначить право собственности, старинные скотоводы и хозяева домашнего скота проставляли на нем родовое тавро.Конечно, в некоторых случаях то, что мы сегодня считаем пра-пра-знаками наших предков и теперь торговыми марками иногда таковым не являлось. Попробуем заглянуть в историю глазами ученых.Весьма показательным будет изучение истории знаков и клей на старорусских кирпичах.
Знаки на кирпичах. На многих древнерусских кирпичах-плинфах имеются знаки. Классификацию их предложил смоленский историк архитектуры, искусствовед Иван Михайлович Хозеров. По его терминологии, все выпуклые изображения (как на торцах, так и на постелистой стороне кирпичей) называют знаками, а изображения, вдавленные с помощью штампа, – клеймами. В дополнение к данной классификации доктор исторических наук Л. А. Беляев предложил ввести термин “метки” для обозначения знаков, проведенных пальцем или каким-либо инструментом на постелистой стороне кирпича до его обжига. Все эти знаки различны не только по рисунку и технике выполнения, но и по широте распространения в различных строительных центрах Руси. Более того, как выяснилось, они различны и по назначению.
Наиболее широкое применение имели знаки на торцах кирпичей. Они употреблялись в черниговском, рязанском, смоленском, полоцком, гродненском зодчестве. Большое количество подобных знаков, зарегистрированных при изучении многочисленных памятников, как сохранившихся, так и раскопанных, привлекло к ним усиленное внимание исследователей. Такие знаки рассматривали как знаки собственности, как личные клейма мастеров, наконец, как знаки заказчиков. Однако сопоставление знаков с процессом изготовления кирпичей привело к выводу, что в действительности данные знаки – производственные.
Вывод. Таким образом хотя само появление «торговых марок» и берет свое начало из глубины веков. Но все же нельзя огульно и любой крестик на горшке считать торговой маркой 🙂
© Stran_nik, 2010