|

Берегите новую торговую марку!

В последнее время конкуренция на рынке различных товаров и услуг, борьба за потребителя, попытки завоевать новые рынки сбыта быстро растут.  Конкуренция требует не только создать качественный продукт, но и сделать его запоминающимся и отличаться от ряда аналогичных товаров.  Не стали исключением и алкогольная, табачная и пищевая отрасли.  А в условиях экономической нестабильности усиливается борьба за рынок, инструментами которой отчасти есть недобросовестные конкуренция и нарушения прав интеллектуальной собственности.

 Учитывая актуальность этой проблемы в одной из самых развитых отраслей экономики, компания Conference House 12 июня 2010 года провела IV Профессиональная конференция "Защита интеллектуальной собственности: практика в алкогольной, табачной и пищевой отраслях», на которой рассматривали ряд вопросов.  В частности, обобщение практики АМК и судебную практику в этой сфере.

 По словам президента Украинского национального комитета Международной торговой палаты (ICC Ukraine) Владимира Щелкунова, одной из главных причин неудовлетворительного защиты интеллектуальной собственности является разбросанность правовых норм многих нормативно-правовых актах.  «К сожалению, эти вопросы до настоящего времени регулируются у нас 37 законами, подзаконными актами, различными разъяснениями и т.д.», — отметил господин Щелкунов.  Поэтому крайне необходимо обратить внимание законодателя, в частности профильного комитета парламента, на создание честных и действенных правил игры по интеллектуальной собственности в сфере предпринимательства.

 Несмотря на защиту интеллектуальной собственности в достаточно узком спектре отраслей экономики, которому была посвящена конференция, на ней был рассмотрен ряд вопросов.  Так, начальник отдела организации защиты прав Управления правового обеспечения промышленной собственности Госдепартамента интеллектуальной собственности Инна Шатова выступила с докладом о новациях и коллизии в существующем законодательстве в сферах интеллектуальной собственности и регистрации знаков для товаров, услуг и промышленных образцов.  Одни из самых интересных и практичных советов звучали из уст управляющего партнера патентного инновационного агентства «Боровик и Партнеры» Петра Боровика.  «Очень часто защита прав интеллектуальной собственности рассматривают тогда, когда их уже нужно защищать, — подчеркнул он.  — А когда эти права возникают, создаются новые образцы, никто не думает об их защите ».  И именно поэтому все конфликты в этой сфере, стадии досудебного и судебного защиты своих прав объясняются заделкой проблем еще на этапе создания бренда.  «При создании нового знака его владелец должен обратить внимание на конфиденциальность этого процесса», — посоветовал господин Боровик.  По его словам, на практике был случай, когда им пришлось рассказывать клиенту о всех своих шагах, после того как он заказал регистрацию бренда.  «Мы доложили ему о все наши действия посекундно: когда получили документы по электронной почте, через сколько часов начали действовать, что сделали, — отметил Петр Боровик.  — Оказывается, что конкурент нашего клиента опередил его на сутки ».  Причиной этого, по словам патентного поверенного, стала утечка информации.

 Среди других распространенных ошибок в процессе разработки торговых марок были названы: «сделать так, как у конкурента» (или не у конкурента, но как у других) и, несмотря на слабую охраноспособности знака, «нравиться руководству» или «по мнению маркетологов, обеспечит рост продаж ».  В первом случае существует риск получения претензий со стороны владельцев ранее зарегистрированных торговых марок, которые придут к выводу, что новый знак является сходным до степени смешения с их, старыми марками.  «Это может привести к затяжным конфликтам и значительных затрат на поддержку знаков», — заверил господин Боровик.  Во втором случае существует вероятность того, что в процессе продвижения товаров, маркированных таким знаком, его начнут использовать и другие участники рынка.  «Соответственно, придется стоять перед выбором: либо смириться с этим и наблюдать за« размыванием »своей торговой марки, или предъявлять претензии и входить в затяжные конфликты, — добавил патентный поверенный.  Следовательно владельцам новых брендов следует четко понимать, что регистрация — это важный и необходимый шаг, но сам факт ее наличия не является гарантией решения всех проблем, которые могут возникнуть и, как правило, неизбежно возникающие в процессе использования торговой марки.  «Слабое по своим опознавательными характеристиками торговая марка оставаться слабой и уязвимой, — убежден господин Боровик.  — Единственная возможность для нее стать сильнее — это обретение в процессе использования дополнительной различительной способности ».

 О защите торговой марки через АМКУ рассказал на конференции управляющий партнер ПЮА «Дубинский и Ошарова» Михаил Дубинский (на фото) Одним из главных вопросов, на котором он сосредоточил внимание присутствующих, стало положение ст.  1 Закона «О защите от недобросовестной конкуренции», которое гласит: «недобросовестной конкуренцией являются любые действия в конкуренции, которые противоречат торговым и другим честным обычаям в хозяйственной деятельности».  Следует отметить, что понятие «честные обычаи» и достаточно вызывает много вопросов у практикующих юристов, специализирующихся в сфере интеллектуальной собственности.

 «Согласно ст.  7 ГК Украины обычаю есть правило поведения, которое не установлено актами гражданского законодательства, но является устоявшимся в определенной сфере гражданских отношений », — отметил господин Дубинский.  Кроме этого, честные обычаи в деятельности субъектов хозяйствования как владельцев свидетельств на знаки для товаров и услуг, патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы закреплены в книге 4 «Право интеллектуальной собственности» ГК Украины и всех базовых законах о защите прав интеллектуальной собственности.  «Большое количество постоянных правил поведения в сфере интеллектуальной собственности содержат материалы Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), которые имеют рекомендательный характер для всех его стран-участниц, а значит и для Украины, — подчеркнул Михаил Дубинский.  — Таким образом, согласно ч. 1 ст.  7 ГК Украины при определении честных торговых обычаев в сфере интеллектуальной собственности необходимо обратиться в устоявшихся правил поведения в этой сфере, которые на международном уровне определила именно ВОИС ». 

Атор: Яна Кондратюк

P.S. Если Вам нужна регистрация торговой марки, то перейдите на другой наш сайт -  Агентство Украинские торговые марки.

Опубликовал 02.03.2011. в разделе Законы, Торговая марка. Вы можете следить за ответами на эту запись через RSS 2.0. Вы можете оставить ответ или трекбек на эту запись

Написать ответ



*

Последние комментарии

  • Яна: Если товар один и владелец один, то можно. Только зачем на одном товаре два названия? :)
  • Наталья: Здравствуйте. Если можно, ответьте пожалуйста на такой вопрос. Наше предприятие имеет две торговые марки...
  • Яна: Ну, думаю, что вы перегибаете палку :) Естественно, что в сети есть информация про обонятельные торговые марки....
  • Яна: Постаралась убрать )
  • Роман: Пускай засудят этих жлобов!

Реклама