Компания Swatch AG смогла доказать Арбитражному суду Москвы, что регистрация и администрирование доменного имени, сходного с торговой маркой, — нарушение прав на него. Прецедентное решение вынесено 13 октября по иску к Р. Казакбаеву, владеющему правами на домен swatch.ru.
Суд решил, что права Swatch AG нарушаются уже тем, что компания лишена возможности разместить о себе информацию в российском сегменте интернета. Судья не учел, что знак swatch охраняется только по нескольким позициям, а именно часы и их запасные части. Суд также не принял во внимание, что Казакбаев не размещал на домене информации, вводящей в заблуждение покупателей часов Swatch. Казакбаев должен выплатить Swatch 10 000 руб. компенсации, решил суд, и безвозмездно передать компании права на домен.
Суды и раньше принимали решения в пользу правообладателей, но для этого потребитель должен был быть введен в заблуждение. В июне коллегия судей Высшего арбитражного суда согласилась c передачей «Индитекс С. А.» (бренд Zara) пяти доменов в зоне .ru, обыгрывающих в названии товарный знак компании. Решение мотивировано тем, что прежний владелец сайтов рекламировал на них услуги по продвижению магазинов розничной торговли под маркой ZaraZara. В случаях, когда сайт не использовался для обмана покупателей, в требованиях к правообладателям отказывали. Например, такое решение в 2005 г. принял Арбитражный суд Московского округа по иску «Тетра лаваль холдингс энд файненс С. А.» (знак Tetra Pak).
Если практика начнет меняться и пойдет по пути, проложенному делом о домене Swatch, то для установления нарушения прав будет достаточно только факта обладания доменом, препятствующего регистрации домена правообладателя, констатирует партнер Salans Виктор Наумов.
Представитель Swatch в суде, юрист «Нерр» Виктор Гербутов отказался от комментариев, директор в России Swatch Group Стефан Петер затруднился сказать, подана ли апелляция на решение, и сообщил, что дело ведет центральный офис в Швейцарии.
Связаться с Казакбаевым не удалось.
Иностранные суды неодобрительно смотрят на факты, когда оспариваемое доменное имя не используется или на нем стоит единственная рекламная страница, говорит руководитель компании «Интернет и право» Антон Серго, теперь и российские суды перенимают понятие добросовестного использования домена. Но если бы администратор swatch.ru создал на нем сайт, посвященный своей собаке с такой кличкой, то суд мог бы встать на его сторону, заключает он.